РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ.

 

 

Если вы уже являетесь нашим клиентом и берете займ повторно, то вы можете взять займ по продукту "В.И.П."


23.10
2013

Социальный бизнес и борьба с бедностью

Мы вновь поговорим сегодня в нашей программе о социальном предпринимательстве. При этом сразу хочу сказать, что как явление такой вид бизнеса в нашей жизни, безусловно, присутствует, вот только пока не все четко понимают, а что же это, собственно, такое. В общественном сознании предприниматель живет ради чего? Ради исключительно прибыли. А если это так, то и социальное предпринимательство многие воспринимают не более чем надуманную и декоративную конструкцию. Вот и давайте еще раз поговорим о том, что же это за вид деятельности и должен ли бизнес брать на себя решение социальных проблем. Вице-президент "ОПОРА России" Михаил Мамута - желанная персона в студии.


 

Исторически социальная сфера всегда была под государственной опекой. Мы все к этому привыкли еще с советских времен. Может быть, я думаю так, государство, не сумев найти оптимальное решение социальных проблем, пытается сейчас часть этих проблем перевалить на плечи бизнеса. А тем деваться некуда, и они тоже включаются в эту игру. Как вам такая версия? 

 

М. Мамута: Я бы не согласился с такой постановкой вопроса, потому что желание заниматься социальным бизнесом исходит, собственно, от бизнеса. Государство здесь, естественно, является заинтересованной стороной. Потому что появление помощников, появление таких структур, которые готовы те или иные социальные функции выполнять, но делать это более эффективно, исходя из принципа бизнес-управления, для него это, конечно, плюс. Но самое главное, что социальный бизнес - это, прежде всего, состояние души и некий подход к организации предпринимательской деятельности, которая исходит изнутри самих предпринимателей. По крайней мере, определенной их категории.

 

Давайте тогда какие-то наиболее яркие примеры того, что можно отнести к социальному предпринимательству. В каком виде оно существует? 

 

М. Мамута: Попробую дать короткое определение, чтобы мы понимали, о чем говорим. Потому что сегодня очень много дискуссий на этот счет. Часто, например, смешивают понятия социально ответственного бизнеса и социального предпринимательства.

 

Это не одно и то же? 

 

М. Мамута: Не одно и то же. Социально ответственный бизнес - это бизнес, который часть своей прибыли отдает на какие-то общественно полезные дела. На благотворительность, на любые виды поддержки. Но это не социальный бизнес сам по себе.

 

Социальный бизнес - это бизнес, основной целью которого является достижение конкретных социальных решений конкретных социальных задач. То есть, он сразу устроен таким образом, что его первой целью является не извлечение прибыли, а именно направленность на те или иные социальные проблемы.

 

Может это и не бизнес вовсе? 

 

М. Мамута: Это бизнес. В чем здесь весь секрет? В чем нюанс? Это и бизнес одновременно, потому что он работает как бизнес, он управляется как бизнес. Это не собес, который распределяет некие пособия. Более того, социальный бизнес в своей классической интерпретации должен быть рентабельным. Он должен окупаться, но он не обязан быть прибыльным. Достаточно, чтобы он покрывал свои затраты.

 

И самое главное - что социальные цели, к которым он стремится, должны быть измеряемыми. Это не должно оставаться просто красивыми словами вроде "я тут борюсь с бедностью". Это должны быть конкретные социальные показатели, отраженные в бизнес-плане на несколько лет, что компания ставит перед собой определенную задачу.

 

А за счет того, что компания не ставит перед собой целью извлечение прибыли, она, естественно, может работать устойчиво там, где обычный бизнес работать устойчиво не может. Потому что норма прибыли (где-то 20, где-то 30 процентов) существенно снижает проникновение в те ниши, где рентабельность не так высока.

 

Примеров этого уже достаточно много. Когда несколько лет назад в России начиналось это движение, его "пионеры" сомневались, а удастся ли вообще найти кого-то, кто занимается социальным бизнесом в России. Потому что на Западе эта модель уже, пожалуй, 10 лет очень популярна.

 

Но выяснилось, что такие люди есть. Они просто не понимали, что они так называются. Бывает, что человек чувствует, что он чем-то отличается от других, так и предприниматель чувствует, что он отличается от других, но он не может себя идентифицировать, потому что нет определений, нет понятий, нет сложившейся, может быть, среды, в которой он бы находил подобных себе.

 

Поэтому первая задача всех пилотных проектов состояла в том, чтобы выделить этих предпринимателей, найти их, поддержать, идентифицировать и создать социальную и профессиональную среду, в которой все они вращаются.

 

Пример одного из вариантов социального бизнеса. Бизнес, направленный на коррекцию различных детских заболеваний на ранней стадии развития. Там специальные технологии. Это достигается через акватерапию. Вода, как известно, лечит. Это проект, который сразу построен таким образом как социальный бизнес. У них основная задача, что отражено в бизнес-показателях, - количество детишек, которые получили коррекцию в результате этого лечения.

 

Но они получили эту коррекцию за деньги? 

 

М. Мамута: Да, естественно. Я уже сказал, что социальный бизнес должен быть оплачиваем. Сразу хочу эту тему, которая многим кажется щекотливой, отразить. Социальный бизнес - это не благотворительность. На самом деле это не плохо, а хорошо, потому что особенностью благотворительности является то, что она работает до тех пор, пока есть поступления новых средств. Как только они заканчиваются, заканчивается программа.

 

А социальный бизнес направлен на системное решение проблемы. Он должен предложить такие решения, которые будут устойчивыми, которые будут работать не столько, сколько времени дают деньги, а столько, сколько это необходимо.

 

И еще одна идея, которая лежит на задней полке концепции социального бизнеса, состоит в том, что, когда конкретный социальный бизнес достигнет определенного масштаба, проблема в значительной степени будет решена. То есть, можно будет считать, что как этот инструмент ее решает.

 

Есть пример - школа фермеров. Это очень известный проект, нашумевший в свое время. Когда фермер брал к себе на работу исключительно подростков с трудной судьбой, которые в обычной реальности были бы потеряны в жизни, а он из них делал фермеров, настоящих ребят. Да, это не просто, но это и есть социальная задача.

 

Еще один интересный пример - моногорода. Как известно, в моногородах целый букет проблем. Но в каждом моногороде есть по определению градообразующее предприятие, к которому все ходят и просят всегда деньги. Вместо того чтобы их давать направо и налево, все равно их не хватит, мы предложили ряду компаний, в частности, компании "Энергопром", реализовать такой проект, когда они создают Фонд поддержки социального бизнеса и кидают своего рода клич о том, чтобы приходили и предлагали. Так как проект этот направлен на решение социальных проблем города. И дают под это очень льготное и очень хорошее финансирование. Под всего несколько процентов годовых по ставке инфляции на несколько лет.

 

Тут важный момент. Поскольку у социального бизнеса рентабельность все-таки низкая, ему на первых этапах очень тяжело. Поэтому необходимы, как правило, инструменты льготной финансовой поддержки, льготные микрозаймы, может быть, на первом этапе субсидирование, тогда он нормально как бы раскрутится и, пройдя этот этап, начнет спокойно работать. 

 

То есть, в большие банки за кредитом идти смысла нет, тут нужны какие-то особые механизмы? 

 

М. Мамута: Не все там так плохо. Или не все так однозначно. Дело в том, что концепция социального бизнеса в России набирает все больше и больше сторонников. Почему? Потому что объем или там глобальность тех социальных задач, которая перед нами стоит, она, без сомнения, очень велика. И решить с помощью только бюджетных средств, только благотворительности невозможно. Поэтому социальный бизнес стал той концепцией, которая как глоток свежего воздуха предложила новое устойчивое решение всех этих социальных проблем.

 

И эта концепция оказалась по душе многим. Во-первых, многим корпорациям. Хорошо известен пример Вагита Алекперова, который несколько лет назад учредил Фонд "Наше будущее", поставив ему задачу поддержки малых проектов социального бизнеса в регионах. Этот фонд стал одним из реальных пионеров, который вложил много сил в идентификацию явления.

 

Но эта идея вообще корпорациям по душе, потому что она дает им определенные новые механизмы, которые позволяют повысить эффективность социальных инвестиций, социальных вложений.

 

Что касается банков. Сейчас у "ОПОРА России" запущен уже проект, подписано генеральное соглашение с банком "Уралсиб". Банк "Уралсиб" выделил в рамках своей кредитной программы специальную линейку кредитов для социальных предприятий под 8 процентов годовых. То есть, это ставка инфляции плюс 1 процент. То есть, для банков это тоже может быть интересно, потому что, являясь в значительной степени основными поставщиками финансовых ресурсов, конечно, их нужно в это вовлекать.

 

Еще один пример, чтобы расширить банковскую тему, это МСП-банк, дочерний банк Внешэкономбанка (бывший Российский банк развития), с которым мы, как Российский микрофинансовый центр год назад подписали стратегическое соглашение о развитии социального бизнеса. Они тоже готовы финансировать такие проекты на льготных условиях.

 

Досье: 

МАМУТА Михаил Валерьевич - вице-президент "ОПОРА России".

Родился 29 сентября 1974 года в Воронеже.

Окончил Воронежский государственный университет по специализации "наноэлектроника и нанотехнологии" со степенью магистра физики.

Занимал пост генерального директора Воронежского регионального фонда поддержки малого предпринимательства. С 2012 года - президент Российского микрофинансового центра.

Советник руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам. Президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР). Заместитель председателя Координационного совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по развитию социального бизнеса.

Кандидат экономических наук. Автор нескольких книг и многочисленных статей по развитию социального предпринимательства и доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса.

Женат. Отец четверых детей. Михаил Мамута увлекается альпинизм и катается на горных лыжах. 
все новости
Яндекс.Метрика