РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ.

 

 

Если вы уже являетесь нашим клиентом и берете займ повторно, то вы можете взять займ по продукту "В.И.П."


27.07
2013

Мухаммад Юнус: микрофинансирование поможет выйти из кризиса

Мировой экономический кризис 2008 года может повториться, так как ничего с тех пор не изменилось. Считает лауреат премии мира, инициатор идеи микрокредитования Мухаммад Юнус. Финансовая система все так же не стабильна. Да и предприниматели все так же работают внутри концепции "безответственного капитализма". Как переориентировать бизнес с процесса извлечении прибыли на создание социальных благ - известный экономист рассказал в эксклюзивном интервью нашему каналу.


Добрый день, господин Юнус, давайте начнем нашу беседу с микрофинансирования. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Микрофинансирование по-прежнему является важной силой? 

 

Микрофинансирование процветает. Несколько лет назад в этой сфере в Индии был небольшой кризис, но сейчас мы можем говорить, что он уже позади. Микрофинансирование сейчас распространяется по всему миру. Однако, по моему мнению, во многих странах оно распространяется не столь активно, как нам бы хотелось. Необходимы определенные изменения в правовой сфере, чтобы создать реальный банк для бедных людей. Нам нужна для этого юридическая формула. Нынешняя юридическая формула направлена на создание банка для богатых. То есть это идея, направленная на обслуживание богатых людей. Нам нужно разработать систему, направленную на обслуживание бедных людей. Касательно важности и устойчивости микрофинансирования я могу сказать, что сегодня оно является гораздо более важным, чем это было раньше. 

 

Причины для этого просты - стоит просто посмотреть на мир. Взять хотя бы безработицу, и в частности безработицу среди молодежи - в такой ситуации люди, как минимум могут начать задумываться о собственном деле, о деле, которое будет приносить доход, вместо того, чтобы сидеть и ничего не делать. Например, женщины во многих обществах не заняты в работе, поэтому микрофинансирование для них может стать важной сферой. Сегодня в условиях роста безработицы, когда государственные пособия распределяются между людьми, у которых нет никакого дохода, важность микрофинансирования возрастает. Оно может дать людям возможность занятости, и они могут сами стать предпринимателями. Вместо того чтобы быть соискателями работы, они сами могут стать работодателями. Это такая финансовая система, которая может дать людям такую возможность. 

 

Вы верите, что микрофинансирование может помочь Европе выбраться из кризиса? 

 

Очень верю, поскольку сейчас финансовая система никому не помогает в Европе, учитывая, что микрофинансирование не распространено в Европе. Микрофинансирование - это удел стран третьего мира. Хоть есть в Европе небольшие примеры микрофинансирования - например, во Франции, в Великобритании - но его никогда не воспринимают в качестве серьезной финансовой системы. Я думаю, что сейчас подходящее время, чтобы дать возможность молодежи показать себя и свои креативные идеи, то, как они могут создавать свой собственный бизнес. 

 

Какие страны наиболее сильно преуспели в сфере микрофинансирования?

 

Я бы ответил, что наиболее преуспели страны, которые воспринимают микрофинансирование всерьез и способствуют его организации и распространению. Бангладеш - это одна из стран, которая очень активна в этой сфере. Если я правильно помню, то Бангладеш смог обеспечить около 80% бедных семей микрокредитованием. То есть еще немного, и показатель достигнет 100%. Также Индия преуспела в этой области. Страна предоставляет микрофинансирование многим бедным семьям, и делает это системно. У Индии хорошо получается. Китай развивает это направление, но системность отсутствует, стране нужно реформирование. У Китая есть все перспективы стать крупным сторонником микрофинансирования и получать от него большие выгоды. Страны Латинской Америки стараются развивать микрофинансирование, но также пока отсутствует системность. Пока все довольно разрозненно. Таким образом, во многих странах существует базовое направление, но не повсеместная система микрофинансирования. 

 

Есть ли перспективы микрофинансирования в России по вашему мнению? 

 

Конечно есть. И причины для этого такие же, как и в других странах. Люди обладают большим потенциалом и возможностями. Да, мы наблюдаем сильную концентрацию населения в Москве и области, но надо сказать, что население в России большое, много людей живет в отдаленных районах. И у них мало возможностей - нет возможностей для работы, для того, чтобы начать собственное дело, потому что у них нет денег. Многие люди зависят от государственной поддержки и субсидий. Микрофинансирование - это одна из возможностей для самодостаточности и уверенности в себе, если люди могут использовать микрокредит правильно. Ведь у людей есть довольно много идей, с которыми они хотят стать предпринимателями. Я думаю, что России должно быть очень интересно использовать микрофинансирование в отдаленных регионах. 

 

А как на счет нормативной составляющей? Мне кажется, что есть довольно большие барьеры для микрофинансирования, в том числе недостаток банковской инфраструктуры в отдаленных районах? Готова ли страна к микрофинансированию с этой точки зрения?

 

Вот поэтому я говорю, что микрофинансирование необходимо принимать всерьез. Когда есть серьезное отношение, все эти проблемы могут быть решены. Но если постоянно закрывать глаза на проблемы, то их никогда нельзя будет решить. Но есть и фундаментальная проблема. Она заключается в том, что банковская система не работает на обычных людей. Это проблема, требующая решения, ведь чуть ли не половина населения вообще никаким образом не соприкасается с банковской системой. И это плохо. В конце концов, людям нужны деньги. И это не благотворительность, это кредитные деньги. Это бизнес, банк получает назад свои деньги и проценты по ним, однако нынешняя система не предусматривает возможности работы с бедными людьми, которые не могут предоставить залога. Если мы серьезно сядем и обсудим эту тему, то в решение всех проблем может быть найдено в течение нескольких часов.

 

Давайте поговорим еще об одном направлении, которое вы развиваете - социальный бизнес. Как я понимаю, это социально новое понятие, касающееся социальной ответственности. Расскажите о нем подробнее. 

 

Мир постоянно практикует то, что мы называем капитализмом, который означает создание бизнеса для зарабатывания денег, а рынок решает сам все за вас. Компании конкурируют друг с другом за увеличение прибыли. Прибыль становится движущей силой. В результате покосившейся интерпретации капитализма все люди стали заниматься выкачиванием денег - все сосредоточились на деньгах, на том, как больше заработать. Деньги стали чуть ли не божеством - за ними охотятся, за них сражаются. Но такая интерпретация очень узкая. На самом деле люди - это гораздо больше, они не просто роботы, занимающиеся выкачиванием денег. Однако сегодня капитализм превратил нас в этих роботов, занимающихся выкачиванием денег. Но люди на самом деле не такие, мы стали такими из-за того, что капитализм делает нас эгоистичными. 

 

Часто говорят, что предприниматели пытаются прибрать к рукам все, что можно, не думая о других людях. Мой ответ на все это - нет. Да, с одной стороны, люди эгоистичны, но в то же время они могут быть бескорыстными. Но это бескорыстие никогда не участвует в бизнесе. И я задался вопросом, почему? Мы создали такой бизнес в Бангладеш для того, чтобы решать проблемы. И такая компания сильно отличается от компаний, направленных на увеличние прибыли. Мы используем обычную модель бизнеса. Бизнес означает, что компания что-то продает, получает свои деньги назад и создает прибыль. В социальном бизнесе эта прибыль остается у компании, она не распределяется владельцам, поскольку компания создана с целью решения социальных проблем. Такой вид бизнеса стал называться социальным. Это компания, которая не выплачивает дивиденды, она решает социальные проблемы. 

 

Возьмем проблему плохого питания детей в Бангладеш. Для решения этой проблемы был создан социальный бизнес в виде совместного предприятия с французской компанией Danone. Danone - это большая компания. В Багладеш при ее участии был создан социальный бизнес. Согласно уставу этого предприятия, Danone никогда не будет получать дивиденды с этой компании. Единственное, что может Danone в этом случае - это получить обратно вложенные инвестиционные деньги в эту социальную компанию. Но эта компания была создана для решения проблемы плохого питания. Для этого компания производит специальный йогурт, который содержит различные необходимые витамины, и этот йогурт очень дешевый и вкусный. Он нравится детям, и бедные дети могут себе его позволить. И если ребенок ест этот йогурт на протяжении нескольких месяцев, то его здоровье укрепляется благодаря содержащимся в йогурте витаминам. Таким образом, целью этой компании является решение проблемы плохого питания, а не зарабатывание денег для акционеров. В этом суть социального бизнеса. 

 

Эта идея сейчас распространяется по всему миру. Сейчас эта идея укореняется и в России, она активно обсуждается. И это очень важно. Это направление социального бизнеса помогает борьбе с безработицей. Ведь много семей уехали из городов с закрытием заводов после развала СССР, многие люди остались без работы в отдаленных районах, потому что в них не ведется никакая деятельность. Мы можем разрабатывать социальный бизнес для увеличения занятости людей. Они могут производить что-то. И это может происходить не потому, что кто-то решил заработать денег, а потому что кто-то хочет помочь решать проблемы. Стоит только захотеть решать проблемы. К каждой проблеме можно найти подход - к проблеме алкоголизма, наркотической зависимости, безработицы, бедности, женского труда и так далее. У женщин есть много креативного потенциала. Но система зачастую не позволяет им его реализовать. Социальный бизнес может решать эти проблемы. У людей есть много креативных идей, и их можно использовать для решения не только их собственных проблем, но и решения проблем страны. 

 

Как я понимаю, не обязательно, чтобы весь мировой бизнес становился социальным? 

 

Нет. Это не нужно. В мире должно быть два типа бизнеса. Один - для зарабатывания денег и второй для решения проблем. Они могут сосуществовать без конфликтов. Поэтому, например, создаются совместные предприятия между компаниями из двух этих типов бизнеса. Они объединяют усилия и решают проблемы. И это никак не вредит обычным компаниям, они, скорее, выигрывают от социального бизнеса. Потому что они начинают производить что-то новое, и это новое может использоваться в их собственном бизнесе. 

 

Кроме того, тот факт, что компания помогает обществу, всегда хорошо воспринимается людьми, потому что компания не только занимается зарабатыванием денег для акционеров, но также помогает решать проблемы, создавая социальный бизнес. Сейчас многие компании занялись социальным бизнесом - например, немецкие компания BASF, Adidas, с которыми мы сотрудничаем; или японские компании, американские компании вроде Intel corp. или канадские компании. То есть многие компании образуют совместные предприятия во многих странах - например, мы работаем в Колумбии, Албании. Также мы начали работать в Великобритании. Сейчас социальный бизнес проникает в африканские страны - в Тунисе, Уганде, Египте, Того, Танзании и так далее. Он распространяется. Он проникает также в Японию. 

 

Компании, которые работают ради прибыли, входят в сферу социального бизнеса по двум причинам - опыт и социальное одобрение. Достаточно ли этих причин для компаний? 

 

Да, это довольно важные причины. Я могу описать это еще вот так: зарабатывание денег делает людей счастливыми - чем больше денег зарабатывает человек, тем он счастливее. Но счастье еще в том, чтобы делать других людей счастливыми. Это просто потрясающее счастье. Но ни у кого нет опыта в этом, потому что современная концептуальная структура этого не подразумевает. Я говорю о том, чтобы каждый бизнесмен попробовал сделать счастливым других людей и посмотреть, сколько счастья это даст ему же самому. Жизнь - это счастье. Если можно увеличивать масштабы своего счастья, делая все это, то почему бы это не делать? Ведь никто ничего не теряет. Это позволяет создать абсолютно новый мир. И это очень вдохновляющая идея для молодежи, потому что молодежь хочет совершать хорошие поступки. У молодежи сегодня большая власть благодаря технологиям - социальным медиа, телефонам, интернету - это все позволяет соединяться со всем миром. И этот потенциал может быть использован для больших изменений в мире. Но никто не знает, каким способом это делать. 

 

Социальный бизнес - это один из способов. Вы видите проблему, у вас есть идея относительно ее решения, реализуете ее. И как только она будет реализована - здесь, в Москве или где-то в России - это сразу станет мировым феноменом. И это привлечет большой интерес. Люди по всему миру будут спрашивать, как вы это сделали, они будут брать с вас пример и учиться, потому что вы реализовали идею, которая несет добро людям.

 

Если говорить о перспективе в 5 лет, то, по вашему мнению, какой процент бизнеса будет приходиться на социальный бизнес? 

 

Мой прогноз или показатель, который осчастливил бы меня - это 1%. Если хотя бы 1% от всего бизнеса станет социальным в течение следующих пяти лет, это поможет заложить основу для социального бизнеса. Если это будет сделано и сделано успешно, то тогда появится перспективы распространения социального бизнеса в качестве общемировой инициативы. Сегодня этого нет, потому что никто не знает, что это. И так будет до тех пор, пока не будет создан первый такой бизнес, который понравится остальным. И чем больше его будет, тем больше будет интереса к этому направлению. Оно не зависит от необходимости прихода в страну большой компании. Любой человек может выйти с такими идеями и увидеть способность решать проблемы. Например, он может решить проблему безработицы для 10 людей. А если он может решить проблему безработицы для 10 людей, то тогда уже 10 миллионов человек - не проблема. Просто нужно повторять эту инициативу. И это бизнес, деньги остаются в системе, они не исчезают. 

 

Будем надеяться на это. Спасибо за интервью! 
все новости
Яндекс.Метрика